- Шрифт +

Допечатная подготовка

Растровая и векторная графика

Существуют два основных способа хранения изображений в памяти компьютера.

1. Векторная графика — описание изображения с помощью формул. При увеличении или уменьшении изображения его качество и размер не изменятся, поскольку изменится только формула, описывающая рисунок. Это относится к основным достоинствам векторной графики.

2. Растровое изображение — это файл данных (или матрица), представляющая прямоугольную сетку очень мелких неделимых точек — пикселей или точек цветов на мониторе, бумаге и других отображающих устройствах и материалах. То изображение, которое мы видим в конечном итоге на мониторе, бумаге или других носителях – всегда растровое. Векторная графика – только способ его хранения. В зависимости от этого способа файлы могут сохраняться в разных форматах.

Форматы изображений и документов

Существует большое количество форматов для сохранения графической информации. В зависимости от способа описания, векторного или растрового, существуют следующие виды форматов.

  • растровые — TIFF, GIF, BMP, JPEG;
  • векторные — AI, CDR, FH8, DXF;
  • смешанные/универсальные — EPS, PDF.

Рассмотрим вкратце самые распространенные из них.

РАСТРОВАЯ ГРАФИКА

TIFF

Формат TIFF (Tagged Image File Format) был создан инженерами фирмы Macintosh в качестве универсального формата для цветных изображений. Он позволяет сохранять растровые изображения с компрессией без потери качества, а также поддерживает сжатие без потери качества по алгоритму LWZ-компрессии.

Примечание. Алгори́тм Ле́мпеля — Зи́ва — Ве́лча (Lempel-Ziv-Welch, LZW) — это универсальный алгоритм сжатия данных без потерь, созданный Абрахамом Лемпелем, Якобом Зивом и Терри Велчем в 1984 г.

Помимо традиционных цветов CMYK, формат поддерживает цветоделение с большим числом красок, например систему Pantone.

Этот формат имеет наращиваемую структуру. Например, файл может содержать не одно, а несколько изображений, называемых слоями. При этом структура изображения описывается в каталоге файла изображения (IFD), расположенном в заголовке того же файла. Распространен в полиграфии, к недостаткам можно отнести только достаточно большой размер записываемых файлов.

GIF

Формат GIF (Graphics Interchange Format, «Формат для обмена графической информацией») предназначен для хранения изображений с количеством цветов от двух до 256-ти и использует сжатие без потерь по методу LZW. Это позволяет хорошо сжимать файлы, в которых много одноцветных участков — логотипы, надписи, схемы и проч. Компрессия файлов происходит по следующему принципу. Вместо информации о каждой точке записи отыскиваются повторяющиеся последовательности точек и записывается информация о размерах этой последовательности и месте ее начала.

GIF-формат поддерживает чересстрочную загрузку. Зачастую это наглядно можно увидеть в Интернете, когда при загрузке сайта сначала отображается рисунок пониженной четкости, затем, с поступлением очередной «порции» четкость рисунка повышается до полной загрузки изображения. Формат может также использован для создания анимационных изображений.

BMP

Формат BMP (от слова bitmap) был создан компанией Microsoft и является внутренней графической системой Windows для растровой графики. Основным недостатком является очень большой размер изображений. Хотя в этом формате может применяться компрессия, большинство программ ее не используют.

JPEG

Формат JPEG (Joint Photographic Experts Group) был создан Объединенной группой экспертов в области фотографии для передачи отсканированных или созданных на компьютере изображений. JPEG называется не формат, а алгоритм сжатия с потерями, основанный не на поиске одинаковых элементов, как в LZW, а на разнице между пикселями. Лишнюю, с его точки зрения, цветовую информацию он отбрасывает, усредняя некоторые значения. Компрессия основывается при этом на свойстве человеческого глаза более сильно реагировать на изменение яркости, чем на изменение цвета. Упрощенно говоря, JPEG просто отбрасывает от яркостной составляющей половину полезного сигнала, а от цветовой — ¾.Чем выше уровень компрессии, тем больше данных отбрасывается и тем ниже качество конечного файла.

Впрочем, при выборе оптимальной степени сжатия можно сохранить изображение без особых потерь. Если же задача состоит непосредственно в том, чтобы максимально уменьшить размер изображения, потеря качества неизбежна.

ВЕКТОРНАЯ ГРАФИКА

AI (Adobe Illustrator)

Формат AI, поддерживают практически все программы, связанные с векторной графикой, поскольку он является наилучшим посредником при передаче изображений из одной программы в другую, из разных операционных систем. Совместим с языком PostScript, на который ориентируются практически все издательско-полиграфические системы.

CDR (CorelDRAW)

CorelDRAW широко используется в полиграфической среде, несмотря на ряд проблем в использовании. Файл, сохраненный в CorelDraw может быть открыт в более новой версии программы, но не может быть открыт в более старой версии программы. Формат обеспечивает очень высокое качество рисунков, но по некоторым параметрам плохо совместим с другими программами.

В файлах этой программы применяется раздельная компрессия для векторных и растровых изображений, могут внедряться шрифты, файлы CDR, имеет рабочее поле 45×45 метров.

СМЕШАННЫЕ ФОРМАТЫ

EPS

Формат EPS (Encapsulated PostScript — встроенный PostScript). EPS является несколько упрощенной версией PostScript. Этот формат применяют для передачи векторных изображений пользователям, работающим не с программой CorelDRAW, а с другими программами.

Его основное достоинство — совместимость практически со всеми программами для работы с векторной графикой. Практически все текстовые редакторы, программы верстки и графики могут его импортировать, при этом сохраняются все графические элементы и цветовые параметры, как в модели RGB, так и в модели CMYK.

PDF

PDF (Portable Document Format — Портативный Формат Документов) был предложен фирмой Adobe как независимый от платформы (операционной системы) формат, в котором могут быть сохранены векторная графика и растровые изображения, текст, в т. ч. со множеством шрифтов и гипертекстовых ссылок.

Многие программы, например, Adobe InDesign, CorelDraw и др. позволяют экспортировать свои документы в PDF. Документы в этом формате можно открыть на любом компьютере, при этом документ будет выглядеть одинаково при любой операционной системе, без искажений. Для просмотра используется бесплатная программа Acrobat Reader.

Обычно в этом формате хранят документы, предназначенные только для чтения, а не для редактирования. Поддерживает RGB и CMYK, имеет собственные спецификации для полиграфии: PDF/X-1, PDF/X-3. По оценке Adobe, 10% документов в Интернете находятся в формате PDF. 

PostScript

PostScript — язык описания страниц, или другими словами язык программирования, предназначенный для описания разного рода графических объектов и последующей печати созданных иллюстраций, верстки, простых документов пользователя точно в таком виде, как они видны на экране.

Файлы этого формата фактически представляют из себя программу с командами на выполнение для выводного устройства. Такие файлы содержат в себе сам документ, все связанные файлы, растровые и векторные, использованные шрифты, и прочую информацию: цветоделение, линиатуру растра, форму растровой точки и другие данные для выводного устройства.

Наиболее известная и распространенная сегодня реализация языка PostScript — формат документов PDF, поддерживаемый продуктами серии Acrobat.

Модели представления цвета RGB, CMYK, Pantone

Человеческий глаз способен воспринимать около 256 оттенков одного цвета. При этом любой цвет можно разложить на оттенки основных цветов и обозначить его набором цифр – цветовых координат. Внутри цветового пространства каждый цвет представляется точкой, само пространство называется пространством цветовой модели.

Модели представления цвета основываются на использовании описания цвета системой цифровых координат. Существуют различные цветовые пространства, от монохромных до шести- и десятимерных. Рассмотрим самые распространенные из них.

RGB (Red, Green, Blue — красный, зелёный, синий) — цветовая модель, описывающая способ сложения цвета. Цветовая модель RGB имеет по многим тонам цвета более широкий цветовой охват, чем цвета CMYK, поэтому иногда изображения, ярко и красочно выглядящие в RGB, выглядят в CMYK более тусклыми.

Максимальное количество цветов модели RGB определяется следующим образом. Каждый цвет может иметь 256 оттенков. 256 в кубе (2 в двадцать четвёртой степени) составляет 16 777 216 цветов. Данное количество – максимально возможное количество цветов модели RGB. На практике число отображаемых на экране монитора цветов, как правило, меньше.

В полиграфии система RGB обычно не используется из-за высокого уровня искажения цвета. Все макеты для печати полиграфии представляются в CMYK, либо переводятся в CMYK из других цветовых пространств.

CMYK использует четыре цвета (Cyan, Magenta, Yellow, Key colour, в русском варианте – голубой, пурпурный и желтый, первые три в аббревиатуре названы по первой букве цвета, а в качестве четвёртого используется чёрный. Одна из версий утверждает, что K — сокращение от англ. blacK).

При печати в CMYK изображение представляется в виде расположения точек цветов C, M, Y и K близко друг к другу, т. е. растрирования, при котором точки каждого цвета располагаются на бумаге под определенным углом, называемым углом растра.

Цветовая модель Pantone — система подбора цвета, разработанная американской фирмой Pantone Inc. Использует цифровую идентификацию цветов изображения для полиграфии. Пронумерованные цвета напечатаны в специальной веерообразной книге. При этом следует помнить, что каждый из эталонных цветов будет выглядеть по-разному на мелованной и, к примеру, на офсетной бумаге. Перечень цветов в данной книге не является исчерпывающим, можно создавать новые цвета для определенной бумаги.

Вывод пленок

Вывод — это технологический этап офсетной печати, в процессе которого из компьютерных макетов верстки и дизайна получают цветоделенные (CMYK) пленки. Поскольку при офсетной печати для получения цветных изображений все составляющие цвета печатаются по очереди, то и вывод пленок для каждого из 4-х составляющих цветов (CMYK), либо смесевых цветов — Pantone, осуществляется отдельно.

Принцип действия фотонаборного автомата сходен с проявкой пленки фотоаппаратов. PostScript-файлы для вывода пленок интерпретирует RIP, поставляемый в пакете программ поддержки фотонаборного автомата. RIP (Raster Image Processor) — программа, установленная на компьютере, с которой управляется вывод, производящая растеризацию данных, поступающих из файла печати руководствуясь программой на языке PostScript, включенную в файл драйвером принтера.

После фотовывода пленки экспонируются на печатные формы, с которых и происходит процесс офсетной печати.

Цветопроба

В предыдущем разделе мы рассмотрели особенности различных цветовых моделей и выяснили, что для печати полиграфии  макеты обычно переводятся в систему CMYK. Но изначально фотографии и изображения мы видим на экране в системе RGB. Это означает, что конечный печатный продукт будет в какой-то степени отличаться от представленного на мониторе. А для того чтобы понять, в какой именно степени он будет отличаться от экранного, вы можете заказать изготовление цветопроб. Цветопроба – это контрольный образец в 1 или 2 экземплярах, дающий точное представление, как будет выглядеть ваше печатное издание.

Существует два основных вида цветопроб (если не считать непосредственно экранное изображение на калиброванном мониторе): цифровая и аналоговая. Цифровая, как следует из названия, изготавливается на цифровом печатающем устройстве (принтере), процесс ее изготовления дешевле, поскольку не требуется вывод пленок, но при этом основной результат – точность передачи цвета — нельзя считать 100%-ой, в особенности если последующее тиражирование будет происходить офсетным способом печати. При аналоговой цветопробе процесс изготовления пробного экземпляра происходит после полного процесса допечатной обработки – подготовки файлов PostScript, вывода пленок и изготовления печатных форм. Как следствие, это сказывается на стоимости цветопробы, но при этом последующий тираж будет в точности соответствовать представленному пробному цветовому оттиску, либо, если это не так, даст возможность требований перепечатки тиража в соответствии с ним. 

Особенности применения шрифтов

Шрифт (нем. Schrift, от schreiben — писать) — графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему. Шрифт является элементом фирменного стиля. По назначению и применению шрифты классифицируются как книжные, газетные, плакатно-афишные, картографические, декоративные, рекламные.

Шрифты в компьютере сохраняются в виде файлов на жестком диске и содержат информацию, которая запрашивается приложениями при отображении документов на экране или распечатывании на бумаге. Если шрифтов загружено слишком много, это существенно затрудняет работу операционной системы, поэтому при обширной библиотеке шрифтов рекомендуется оставлять включенными только те, которые используются постоянно.

Если это не Ваше первое знакомство с миром полиграфии, то скорее всего, Вам известно выражение «перевести шрифт в кривые». На практике это означает следующее. В начале раздела «Предпечатная подготовка» мы рассматривали особенности растровой и векторной графики. В «Microsoft Word» содержится определенный встроенный набор шрифтов, но также существует огромное количество внедряемых шрифтов, сохраняемых с помощью векторного описания. При переносе изображений (макетов) с одного компьютера на другой отображение будет идентичным исходному в случае, если шрифт содержится в библиотеке шрифтов. В противном случае произойдет то, что в среде дизайнеров называется «слетел шрифт», то есть шрифты отображаются искаженно, либо не отображаются вообще.

Для того чтобы это не происходило, производится стандартная операция перевода шрифта в кривые, то есть переводят векторное изображение в растровое. Далее шрифт может редактироваться, но уже не как шрифт, а как обычный рисунок.